Call-Центр
On-line Консультация
Как нас найти
Вопросы и ответы
Подписаться на новости
Инструкция по сайту
Бандликни таҳлил қилиш ва меҳнат бозорини тартибга солиш бошқармаси томонидан ваколат доирасида шакллантириладиган ахборот ва маълумотлар рўйхати

Реализацию государственной политики в области занятости населения и обеспечение граждан соответствующих гарантий осуществляют Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и его органы на местах.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан:

анализирует и прогнозирует рынок труда и разрабатывает меры по повышению занятости населения;

оказывает методическую и практическую помощь органам государственной власти на местах и местным органам по труду по вопросам занятости населения;

определяет направления использования средств Государственного фонда содействия занятости для социальной поддержки безработных, создания новых рабочих мест, подготовки и переподготовки, повышения квалификации незанятого населения;

обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о занятости населения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Органы по труду на местах:

оказывают содействие гражданам в подборе подходящей работы, а предприятиям, учреждениям, организациям и другим работодателям — в подборе необходимых работников;

консультируют обращающихся в органы по труду граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

заключают договоры с учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями о профессиональном обучении, переобучении и повышении квалификации неработающих граждан;

обеспечивают регистрацию безработных и оказывают им помощь, включая назначение и выплату пособий;

производят оценку состояния и перспектив развития рынка труда, организуют и проводят его мониторинг и обеспечивают распространение соответствующей информации;

ведут учет граждан, обращающихся в поисках работы, а также свободных рабочих мест (вакантных должностей);

участвуют в разработке и осуществлении программ занятости населения;

осуществляют мониторинг выполнения программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на основе информации, предоставляемой предприятиями, учреждениями и организациями, включенными в указанные программы, а также данных органов государственной статистики;

получают от предприятий, учреждений и организаций информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), о характере и условиях труда;

получают от государственных и негосударственных образовательных учреждений информацию об их профиле и специализации, профессионально-квалификационной структуре и численности выпускников;

направляют на предприятия, в учреждения и организации обращающихся в органы по труду граждан для трудоустройства в соответствии с их профессиональной подготовкой и уровнем квалификации при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей);

разрабатывают и вносят на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения об установлении для предприятий, учреждений и организаций минимального количества рабочих мест для приема лиц, нуждающихся в социальной защите, а также направляют указанных граждан на предприятия, в учреждения и организации для трудоустройства;

заключают по доверенности предприятий, учреждений и организаций от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве с предварительной (при необходимости) профессиональной подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, оплатой стоимости проезда, суточных расходов, а также выдают пособия при выезде на новое место жительства и работы за счет средств соответствующих предприятий, учреждений и организаций;

направляют в установленном порядке безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

распоряжаются в установленном порядке средствами Государственного фонда содействия занятости;

в установленном порядке назначают гражданам пособия по безработице;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии:

  • лицам, нуждающимся в социальной защите, испытывающим затруднения в поиске работы и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе одиноким и многодетным родителям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и детей-инвалидов;
  • молодежи, окончившей средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, а также выпускникам высших учебных заведений, обучавшимся по государственным грантам;
  • уволенным со срочной военной службы из Вооруженных Сил Республики Узбекистан;
  • инвалидам и лицам пред пенсионного возраста;
  • лицам, освобожденным из учреждений по исполнению наказания или подвергавшимся принудительным мерам медицинского характера по решению суда;
  • жертвам торговли людьми.

Дополнительные гарантии обеспечиваются путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов, организации специальных программ обучения, установления предприятиям, учреждениям и организациям минимального количества рабочих мест для трудоустройства категорий граждан, указанных в части первой настоящей статьи, а также другими мерами, предусмотренными законодательством.

Работник, призванный (поступивший) на военную службу, после увольнения в резерв или в отставку имеет право на трудоустройство по прежнему месту работы, если он обратился к работодателю по вопросу о трудоустройстве не позднее трех месяцев со дня увольнения из рядов Вооруженных сил, войск Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Работник, призванный (поступивший) на военную службу, но затем уволенный в резерв или в отставку, имеет право возвратиться на прежнюю работу (должность), если со дня призыва (поступления) его на военную службу прошло не более трех месяцев.

При реорганизации предприятия трудоустройство лиц, уволенных с военной службы, осуществляет правопреемник, а при ликвидации — местный орган по труду.

В случаях невозможности предоставления работникам гарантий, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, местный орган по труду обеспечивает трудоустройство, а при необходимости — их бесплатное профессиональное обучение.

Гарантии распространяются также на работников, призванных на альтернативную службу.

Согласно статьи 18 Закона Республики Узбекистан «О занятости населения» и Положением о порядке предоставления органам по труду сведений о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и информации о предстоящем высвобождении работников (рег. № 858 от 22.12.1999 г.) Сведения о наличии вакансий и информация о предстоящем высвобождении работников подаются всеми работодателями, зарегистрированными в органах по труду, как отчисляющие взносы в Государственный фонд содействия занятости, за исключением микрофирм и малых предприятий. Поэтому, информации о вакантных рабочих мест можно получит районных (городских) центров содействия занятости и социальной защиты населения.

Порядок организации и финансирования оплачиваемых общественных работ, а также участие в них безработных определяется Положением об организации оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июля 1999 г. № 353.

Органы государственной власти на местах по предложению и с участием органов по труду в целях обеспечения занятости населения организуют проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — на других предприятиях, в учреждениях, организациях.

С гражданами, зарегистрированными в органах по труду и признанными безработными, заключаются срочные трудовые договоры на участие в оплачиваемых общественных работах сроком до двух месяцев с правом их продления.

При выполнении общественных работ гражданам гарантируются оплата труда по выполняемой работе, но не ниже пособия по безработице, увеличенного на пятнадцать процентов, включение времени этих работ в общий трудовой стаж, право на пенсионное обеспечение и выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации лиц, зарегистрированных в органах по труду и признанных безработными, может осуществляться в случаях, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

безработным утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.

Профессиональная подготовка и переподготовка, повышение квалификации безработных осуществляются по направлениям органов по труду в учебных заведениях за счет средств, предусмотренных на эти цели в Государственном фонде содействия занятости.

Граждане Республики Узбекистан имеют право на трудовую деятельность, самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Республики Узбекистан.

Трудоустройство граждан Республики Узбекистан за пределами страны осуществляется Агентством по вопросам внешней трудовой миграции, региональными хозрасчетными бюро по трудоустройству граждан за рубежом.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Республике Узбекистан осуществляется в порядке, установленном законодательством постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 1995 г. № 408 и от 12 ноября 2003 г. № 505, Инструкцию о порядке применения Положения о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан (рег. № 285 от 20.11.1996 г.).

Согласно статьи 12 Трудового кодекса Республики Узбекистан на предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории Республики Узбекистан, применяется законодательство о труде Республики Узбекистан.

Согласно статьи 12 Трудового кодекса Республики Узбекистан работодателями могут быть:

1) предприятия, в том числе их обособленные структурные подразделения, в лице их руководителей;

2) частные предприятия, собственник которых одновременно является их руководителем;

3) отдельные лица, достигшие восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно статьи 57 Трудового кодекса Республики Узбекистан каждому принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к ответственности.

Согласно статьи 61 Трудового кодекса Республики Узбекистан, для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), подходящей считается работа, не требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления — другая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, с учетом их возрастных и иных особенностей.

Для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места.

А также, по истечении периода получения пособия по безработице, предусмотренного частью второй статьи 65 настоящего Кодекса, в случае невозможности предоставления работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, прошлого опыта работы и доступных для него средств обучения.

Согласно статьи 63 Трудового кодекса Республики Узбекистан, не может считаться подходящей работа, если:

  • она связана с переменой места жительства;
  • предложенная работа значительно удалена от постоянного места жительства и находится вне транспортной доступности. Транспортная доступность (допустимая удаленность) места работы определяется органом государственной власти на местах с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;
  • отказ от предложенной работы обоснован имеющимися противопоказаниями по состоянию здоровья безработного, его возраста и другими уважительными причинами.

Согласно статьи 65 Трудового кодекса Республики Узбекистан, пособие по безработице назначается лицу, признанному безработным, со дня его регистрации в местном органе по труду в качестве лица, ищущего работу. Безработному мужчине в возрасте до тридцати пяти лет, имеющему менее трех иждивенцев, пособие по безработице назначается при условии его участия в оплачиваемых общественных работах в порядке, определяемом Правительством Республики Узбекистан. Право безработного на получение пособия наступает не позднее одиннадцатого дня с момента регистрации в качестве лица, ищущего работу.

Пособие по безработице выплачивается не более:

  • двадцати шести календарных недель в течение двенадцатимесячного периода для лица, потерявшего работу и заработок (трудовой доход) или стремящегося возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • тринадцати календарных недель для лица, ранее не работавшего и ищущего работу впервые.

В период получения пособия по безработице безработный обязан искать работу и не реже одного раза в две недели обращаться в местный орган по труду для получения направления на работу или профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

Согласно статьи 77 Трудового кодекса Республики Узбекистан, прием на работу допускается с шестнадцати лет.

Для подготовки молодежи к труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, средних специальных, профессиональных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время — по достижении ими пятнадцатилетнего возраста с письменного согласия одного из родителей или одного из лиц, заменяющих родителей.

Прием на работу лиц, не достигших восемнадцати лет, производится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 241 настоящего Кодекса.